суббота, 8 декабря 2012 г.

Общественный транспорт

Делюсь впечатлениями от работы общественного транспорта в Брюсселе, хотя впечатления могут быть очень разными в зависимости от многих факторов, но об этом ниже.

Я тут всего неделю, но ездить приходится почти каждый день. В ближайшем к дому магазине нет многих продуктов - надо ехать далеко в другой магазин. В банк, смотреть квартиры, да мало ли куда еще!

Первое, и самое главное, перемещаться в пространстве любым способом - это безумно дорого.

Но обо всем по порядку.

В Бельгии вся территория поделена на комуны. Город Брюссель поделен на 19 комун. Все они очень разные, практически как разные города.

Условно можно выделить французскую часть города (она больше) и фламанскую часть. Состояние всех тротуаров и дорог довольно сильно отличается от комуны к комуне, но некоторые особенности транспорта зависят как раз от языка в этой части города!

Дело в том что весь общественный транспорт (метро, трамвай, автобусы, электричка) обслуживается несколькими конкурирующими компаниями. Две самые большие это STIB и De Lijn. STIB (французский) покрывает большую часть транспорта, но конечно не весь город.



Между компаниями худо-бедно налажено взаимодействие, например можно купить проездной на De Lijn в сети магазинов STIB.

В обоих случаях проезд очень и очень дорого стоит. Зачастую что бы добраться куда-либо нужно сделать 2-3 пересадки. Одна поездка в среднем стоит 2.5 евро, но мне попадались и за 2 евро, и за 3.

Можно сэкономить оплачивая проезд по SMS, покупая билетики заранее, покупая проездные и билеты на большое количество поездок. Естественно в той глуши где я оказался это невозможно - нет автоматов для продажи билетов.

Сегодня, кстати, купил проездной на обе компании на год - 550 евро. Это реально выгодно и как правило все нищие в Брюсселе покупают такой проездной. Те у кого есть все же немного денег не ездят на автобусах :)

Везде есть карты движения общественного транспорта, но эти карты довольно динамичны и для меня пока что малопригодны. Объясняю почему.

В вечернее время карта транспорта полностью меняется. Вечером автобусы могут ехать по другим маршрутам, большинство маршрутов исчезает с карты, а те что остаются меняют номера.

Пример: есть автобусная линия №21. Дорогой билет, зато напрямую соединяет центр и аэропорт. По пути следования делает всего 4 остановки. Ночью автобус меняет номер на №12 и начинает останавливаться под каждым кустом.

Ах да, то что у автобуса 20 остановок совсем не значит что он там останавливается. Остановки делаются только по требованию. Если ты не знаешь города - будешь всегда проезэжать мимо.
Ну или зазевался и не махнул рукой на остановке - автобус проедет мимо.

В автобусах и трамваях STIB почти везде есть мониторы в салоне которые показывают названия остановок и положение автобуса на маршруте. Очень выручает иногда. На автобусах De Lijn такого удовольствия не предусмотрено.

Для меня сесть в автобус - это экстрим. Еду всегда с включенным GPS. Учитывая сколько времени приходится тратить на дорогу оказывается что заряда телефона еле-еле хватает на одну вылазку в город.

Но продолжим о динамике маршрутов. У каждого автобуса (трамвая, метро) есть расписание, от которого он может отклоняться +/-N минут. Расписание выучить невозможно. Оно разное для разных дней недели, расписание для Четверга и Пятницы может очень отличаться, причем в Пятницу автобус движется также как в Среду. По выходным все иначе. Автобусы ходят намного реже и чудесатее.
Ну и есть отдельные расписания на время школьных каникул!

Кроме всего прочего иногда оказывается что в связи с ремонтом дороги маршрут меняется и некоторые остановки переносятся. Узнавать об этом приходится уже на месте, причем с моим французским и датским приходится 5 минут читать словарь :(

Выше я говорил что автобусы ходят реже по выходным. Дело в том, что по будням интервал в 30 минут это вполне нормально.

Я уже говорил что для того что бы добраться из точки А в точку Б зачастую никак не обойтись без пересадок.

И вот вам пример из жизни. Нужно доехать с работы в банк. Банк в центре города, работа на окраине. Google Maps (как бы крив он ни был, но без него я бы тут только пешком мог ходить) предлагает несколько вариантов, причем самый короткий это поехать сначала далеченько за город, сделать пересадку, а уже потом ехать в центр.
Ок.


Вроде бы всего 37 минут, но стоит хоть на 30 секунд задержаться на работе или один из автобусов отклонится от расписания - все пропало, можно смело брать 1.5 часа запаса по времени


Один из самых оптимальных маршуртов

Вышло вот что: прихожу на остановку возле работы, оказывается что мой автобус только что уехал. Жду 15 минут. Сажусь в автобус, плачу 2 евро, еду до нужной остановки. Что бы не пропустить нужную постоянно включен GPS.

Что бы я тут делал без мобильного интернета?! (Кстати, даже под землей есть 3G!)

Выхожу из автобуса, иду на другую остановку для пересадки, смотрю расписание: ждать еще 25 минут. Жду 25 минут, сажусь, плачу 3 евро, еду и я приехал!

Выглядит не так уж сложно? А стоять на улице холодно. Местные приходят на остановку аккурат за 5-10 минут до автобуса, все носят с собой расписание и умеют планировать маршруты.

Один и тот же маршрут в немного разное время может оказаться и 30 минут, и 2.5 часа.

Но постойте! А как же метро? А метро тоже ходит редко!
Причем там все еще интереснее. Спускаемся под землю, там перрон заполненный людьми.
И табличка - поезд №4 прибудет через 7 минут, а за ним еще через 4 минуты - поезд №5.
Круто?

Т.е. даже поезда с одним номером по сути идут с огромными интервалами.

А как же добираться обратно из банка? А примерно также. Едем далеко в село, еще раз проверяем маршрут и... ?!! Оказывается, что пойти до работы 20 минут пешком будет быстрее чем ждать 35 минут (!) и ехать еще 10.

Ну что ж, попробуем пешком. Идем. Идем. Идем. Впереди мост. Автомобильный. Тротуара нет вообще, но маршрут уже проложен и пешком в город кроме как по нему вообще никак не попасть - под мостом 10-полосная дорога.

Как же быть? Рискнем - пойдем по ливневой канаве, авось не собьют. Идем минуту. Но что это впереди? Тротуар! И по нему идет человек! Значит Google был прав!

Ладно, тротуар это хорошо, идем теперь без опаски. Ближе к концу моста тротуар пропадает. Перебраться через дорогу можно только бегая по дорожной разметке в надежде что никто не собьет.

Далее идем просто по дорожному полотну и спустя 5 минут упираемся в автобусную остановку. Т.е. люди в теории могут выйти из автобуса и вокруг не будет тротуара. Вообще. Мдаа...

В общем я больше шел по дороге, чем по тротуарам. Местами приходилось идти по грязи только что бы быть в безопасности.

И тут нам встречается табличка: Diegem. Т.е. район в котором я работаю. Сразу за табличкой начинается тротуар, причем теперь он есть везде, кругом пешеходные переходы, разметка, дорожки для велосипедистов и все такое прочее.

Всего на банк я потратил  час в одну сторону, час в другую и час в банке. И это еще неплохо. Накануне я для поездки в центр потратил 1.5 часа в одну сторону. Ну и 5 евро. В одну сторону. Уже нравится?

А вот еще история: как-то вечером ехал домой и пропустил свою остановку. Когда очнулся - автобус кружился где-то в районе аэропорта. Ну я решил выйти на любой остановке, перейти дорогу и ждать автобуса в обратном направлении.

Вышел. Перешел. Ждать 45 минут. Холодно, вечер. Зашел в мини-маркет погреться. Магазин работает до 20:00, так что меня скоро выгнали. Это реально удача что магазин так поздно еще работает. Обычно тут в 6 все закрывается.

Короче лучше не пропускать свою остановку :(

Конечно все может быть не так уж плохо. Если жить в центре, точнее в люксовых районах, то там гораздо лучше покрытие общественным транспортом, есть метро. Есть выбор между разными маршрутами.

А как же тут все живут тогда? А они ездят на машинах. Без машины в Брюсселе очень и очень трудно.

Но вот коротко факты о машине в Бельгии:
- машина стоит довольно дорого, ощутимо дороже чем в остальной Европе благодаря повышенным налогам на ВСЕ;
- для машины нужна парковка; место на тротуаре начинается от 100 евро в месяц, гараж обычно от 150; если удается найти съемное жилье с гаражом, то это очень круто;
- машину нужно страховать, а это дороже чем наше ОСАГО;
- за машину нужно платить налог
- топливо стоит настолько дорого, что полный бак может обходиться в 60-70 евро, а таких в месяц нужно 1-2 точно

По поводу налогов. Налог на машину считается с учетом: стоимости машины (наворочанные машины в топовых комплектациях обойдутся очень дорого по налогам), объема и мощности двигателя (спорткары могут тянуть ооочень много денег), выбросам CO_2.

Экономичная дорогая машина может обходиться в 100 евро в месяц (только налог), а что-то довольно большое и дорогое легко улетает до 500 евро в месяц.

Поэтому все ездят ни Fiat и Smart :)

Многие приличные компании дают сотрудникам бесплатный проездной на все либо автомобиль с бесконечным топливом и это очен и очень круто, т.к. без машины тут очень тяжело.

Куча историй когда человек приехал, понял что к чему и через месяц купил любую рухлядь, лишь бы не ездить на автобусах.

Кстати, наличие машины это вроде как бы бонус - можно поехать, покататься по Европе...
Но с такими ценами на горючее лучше кататься на поезде :)

Фух. Получилось как-то очень много и сумбурно.

На самом деле все не так уж плохо. 90% проблем уйдут с переездом в дорогой район поближе к центру. Просто не будет надобности ездить куда-либо кроме работы, а для работы будет проездной (уже сегодня, вот, купил)

Нельзя сказать что тут транспорт хуже чем в Киеве. В Киеве тоже во многих райнонах где нет метро черт ногу сломит с этими маршрутками. Просто тут все по-другому.
Сейчас оно все кажется непонятным и от этого еще более страшным, но старожилы после года в Брюсселе уже набили шишки и ездят как положено :)

Комментируйте, задавайте вопросы.

Желаю удачи!

9 комментариев:

  1. несколько компаний, как показал проезд по Испании - это норма для большого города и впринципе вроде как конкуренция и все дела :)
    звучит запутанно на первый взгляд, но с опытом будешь не хуже Киевских маршруток ориентироваться =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как будто я когда-то ориентировался в маршрутках.

      Удалить
  2. Как раз вчера воспользовалась впервые немецкими автобусами,впечатления довольно положительные. В той деревне, где я живу и в соседних более-менее крупных городах общественный транспорт обслуживает одна компания BAHN, у них есть сайт, который прокладывает маршруты из точки А в бочку Б с учетом дня недели, изменений в графике и т.д., и т.п., причем с точностью до минуты указывает время отправления того или иного автобуса. Проезд стоит тоже 2-3 евро, но мы вчера неплохо сэкономили, купив weekend pass за 10 евро на двоих на все виды транспорта.

    ОтветитьУдалить
  3. Скоро весна. Купи себе велосипед.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обязательно куплю.
      Но сначала стиралку, холодильник, шкаф, стол, пару стульев, кровать, матрас, прочие предметы обихода.

      С доставкой и подъемом это может потянуть на многие тысячи евро. Вот когда все кредиты погашу - сразу куплю велосипед. Или сразу машину.

      Удалить
    2. А ты взял кредиты?

      Удалить
    3. Ну я пошел в банк. Там мне открыли текущий счет для зарплаты на котором возможен овердрафт до 1250 евро. Пользование полным овердрафтом будет обходиться в месяц где-то в 10 евро.

      Но, говорят, что этот овердрафт не очень удобен, поэтому мне еще открыли карту MasterCard для кредитов. Лимит там тот же, interest rate такой же, но гасить удобнее (с текущего счета в конце месяца автоматом перебрасывается 10% для погашения этого кредита)

      В банке сказали что все эти цифры - они по-умолчанию для всех новых счетов, но если мне нужно больше денег - no problem. Достаточно написать заявление и дадут бОльший кредит.

      Тут есть ребята кому после 2-3 лет работы в компании давали кредит на жилье (до 4%, до 250 000 евро, на 20 лет).

      На машину дают кредит через полгода.

      Но все это зависит от того какие у человека доходы. Cisco на очень хорошем счету, поэтому тут возможны довольно серьезные кредиты по очень небольшим процентам.

      Кстати, еще расскажу штуку. Говорил вчера с коллегой, он в Cisco уже 12 лет. За 5-7 первых лет получил бельгийское гражданство и обязан был платить 50% налогов (как я сейчас), но лишился права на компенсацию некоторых налогов (в отличие от меня, экспата).

      Так вот. Любит он очень путешествовать. Попросился в Португалию и работал в ихнем офисе 3 года. Зарплату получал в Бельгии, налоги вычитались в Бельгии.

      Перед отъездом его спросили: "ты куда это собрался? А налоги португальские заплатить не хочешь?"

      Оказалось что его обложили двойным налогом. Ну это правильно вроде, потому что он жил в Португалии, пользовался ее социальной системой и все такое. Но деньги вроде как в Бельгии получал и должен был и там платить.

      В Португалии налог составил 45%. Итого - 95% ЗП на налоги.
      Перед отъездом он оказался должен 40 000 евро (огромную часть налогов он как-то погасил, но эти 40 тысяч уже не мог)

      Он позвонил в родной банк и сказал по телефону:
      - Мне нужно 40 тысяч.
      - Зачем?
      - Налоги заплатить
      - Ок. Завтра пришли скан налоговой декларации.

      Через час на счету было +40 000 евро.

      Но опять-таки, лояльность банка очень зависит от того где ты работаешь, как давно и какая у тебя зарплата.

      Удалить
    4. Это конечно круто, что Cisco там уважают и могут так вот запросто дать 40к евро, но блин, эта история с Португалией - реальная жесть. :D

      Удалить
    5. Да, я сам в шоке. Но самое интересное что чувак вообще не парится, ни о чем не жалеет. Бодр и весел.

      Уже после всего этого у него как-то оказалось 3 машины и 1 мотоцикл. Это на семью из 2-х человек. Кстати, он подумал и продал все что бы платить меньше налогов и сейчас ездит на Smart-е :)

      Удалить