суббота, 8 декабря 2012 г.

Общественный транспорт

Делюсь впечатлениями от работы общественного транспорта в Брюсселе, хотя впечатления могут быть очень разными в зависимости от многих факторов, но об этом ниже.

Я тут всего неделю, но ездить приходится почти каждый день. В ближайшем к дому магазине нет многих продуктов - надо ехать далеко в другой магазин. В банк, смотреть квартиры, да мало ли куда еще!

Первое, и самое главное, перемещаться в пространстве любым способом - это безумно дорого.

Но обо всем по порядку.

В Бельгии вся территория поделена на комуны. Город Брюссель поделен на 19 комун. Все они очень разные, практически как разные города.

Условно можно выделить французскую часть города (она больше) и фламанскую часть. Состояние всех тротуаров и дорог довольно сильно отличается от комуны к комуне, но некоторые особенности транспорта зависят как раз от языка в этой части города!

Дело в том что весь общественный транспорт (метро, трамвай, автобусы, электричка) обслуживается несколькими конкурирующими компаниями. Две самые большие это STIB и De Lijn. STIB (французский) покрывает большую часть транспорта, но конечно не весь город.



Между компаниями худо-бедно налажено взаимодействие, например можно купить проездной на De Lijn в сети магазинов STIB.

В обоих случаях проезд очень и очень дорого стоит. Зачастую что бы добраться куда-либо нужно сделать 2-3 пересадки. Одна поездка в среднем стоит 2.5 евро, но мне попадались и за 2 евро, и за 3.

Можно сэкономить оплачивая проезд по SMS, покупая билетики заранее, покупая проездные и билеты на большое количество поездок. Естественно в той глуши где я оказался это невозможно - нет автоматов для продажи билетов.

Сегодня, кстати, купил проездной на обе компании на год - 550 евро. Это реально выгодно и как правило все нищие в Брюсселе покупают такой проездной. Те у кого есть все же немного денег не ездят на автобусах :)

Везде есть карты движения общественного транспорта, но эти карты довольно динамичны и для меня пока что малопригодны. Объясняю почему.

В вечернее время карта транспорта полностью меняется. Вечером автобусы могут ехать по другим маршрутам, большинство маршрутов исчезает с карты, а те что остаются меняют номера.

Пример: есть автобусная линия №21. Дорогой билет, зато напрямую соединяет центр и аэропорт. По пути следования делает всего 4 остановки. Ночью автобус меняет номер на №12 и начинает останавливаться под каждым кустом.

Ах да, то что у автобуса 20 остановок совсем не значит что он там останавливается. Остановки делаются только по требованию. Если ты не знаешь города - будешь всегда проезэжать мимо.
Ну или зазевался и не махнул рукой на остановке - автобус проедет мимо.

В автобусах и трамваях STIB почти везде есть мониторы в салоне которые показывают названия остановок и положение автобуса на маршруте. Очень выручает иногда. На автобусах De Lijn такого удовольствия не предусмотрено.

Для меня сесть в автобус - это экстрим. Еду всегда с включенным GPS. Учитывая сколько времени приходится тратить на дорогу оказывается что заряда телефона еле-еле хватает на одну вылазку в город.

Но продолжим о динамике маршрутов. У каждого автобуса (трамвая, метро) есть расписание, от которого он может отклоняться +/-N минут. Расписание выучить невозможно. Оно разное для разных дней недели, расписание для Четверга и Пятницы может очень отличаться, причем в Пятницу автобус движется также как в Среду. По выходным все иначе. Автобусы ходят намного реже и чудесатее.
Ну и есть отдельные расписания на время школьных каникул!

Кроме всего прочего иногда оказывается что в связи с ремонтом дороги маршрут меняется и некоторые остановки переносятся. Узнавать об этом приходится уже на месте, причем с моим французским и датским приходится 5 минут читать словарь :(

Выше я говорил что автобусы ходят реже по выходным. Дело в том, что по будням интервал в 30 минут это вполне нормально.

Я уже говорил что для того что бы добраться из точки А в точку Б зачастую никак не обойтись без пересадок.

И вот вам пример из жизни. Нужно доехать с работы в банк. Банк в центре города, работа на окраине. Google Maps (как бы крив он ни был, но без него я бы тут только пешком мог ходить) предлагает несколько вариантов, причем самый короткий это поехать сначала далеченько за город, сделать пересадку, а уже потом ехать в центр.
Ок.


Вроде бы всего 37 минут, но стоит хоть на 30 секунд задержаться на работе или один из автобусов отклонится от расписания - все пропало, можно смело брать 1.5 часа запаса по времени


Один из самых оптимальных маршуртов

Вышло вот что: прихожу на остановку возле работы, оказывается что мой автобус только что уехал. Жду 15 минут. Сажусь в автобус, плачу 2 евро, еду до нужной остановки. Что бы не пропустить нужную постоянно включен GPS.

Что бы я тут делал без мобильного интернета?! (Кстати, даже под землей есть 3G!)

Выхожу из автобуса, иду на другую остановку для пересадки, смотрю расписание: ждать еще 25 минут. Жду 25 минут, сажусь, плачу 3 евро, еду и я приехал!

Выглядит не так уж сложно? А стоять на улице холодно. Местные приходят на остановку аккурат за 5-10 минут до автобуса, все носят с собой расписание и умеют планировать маршруты.

Один и тот же маршрут в немного разное время может оказаться и 30 минут, и 2.5 часа.

Но постойте! А как же метро? А метро тоже ходит редко!
Причем там все еще интереснее. Спускаемся под землю, там перрон заполненный людьми.
И табличка - поезд №4 прибудет через 7 минут, а за ним еще через 4 минуты - поезд №5.
Круто?

Т.е. даже поезда с одним номером по сути идут с огромными интервалами.

А как же добираться обратно из банка? А примерно также. Едем далеко в село, еще раз проверяем маршрут и... ?!! Оказывается, что пойти до работы 20 минут пешком будет быстрее чем ждать 35 минут (!) и ехать еще 10.

Ну что ж, попробуем пешком. Идем. Идем. Идем. Впереди мост. Автомобильный. Тротуара нет вообще, но маршрут уже проложен и пешком в город кроме как по нему вообще никак не попасть - под мостом 10-полосная дорога.

Как же быть? Рискнем - пойдем по ливневой канаве, авось не собьют. Идем минуту. Но что это впереди? Тротуар! И по нему идет человек! Значит Google был прав!

Ладно, тротуар это хорошо, идем теперь без опаски. Ближе к концу моста тротуар пропадает. Перебраться через дорогу можно только бегая по дорожной разметке в надежде что никто не собьет.

Далее идем просто по дорожному полотну и спустя 5 минут упираемся в автобусную остановку. Т.е. люди в теории могут выйти из автобуса и вокруг не будет тротуара. Вообще. Мдаа...

В общем я больше шел по дороге, чем по тротуарам. Местами приходилось идти по грязи только что бы быть в безопасности.

И тут нам встречается табличка: Diegem. Т.е. район в котором я работаю. Сразу за табличкой начинается тротуар, причем теперь он есть везде, кругом пешеходные переходы, разметка, дорожки для велосипедистов и все такое прочее.

Всего на банк я потратил  час в одну сторону, час в другую и час в банке. И это еще неплохо. Накануне я для поездки в центр потратил 1.5 часа в одну сторону. Ну и 5 евро. В одну сторону. Уже нравится?

А вот еще история: как-то вечером ехал домой и пропустил свою остановку. Когда очнулся - автобус кружился где-то в районе аэропорта. Ну я решил выйти на любой остановке, перейти дорогу и ждать автобуса в обратном направлении.

Вышел. Перешел. Ждать 45 минут. Холодно, вечер. Зашел в мини-маркет погреться. Магазин работает до 20:00, так что меня скоро выгнали. Это реально удача что магазин так поздно еще работает. Обычно тут в 6 все закрывается.

Короче лучше не пропускать свою остановку :(

Конечно все может быть не так уж плохо. Если жить в центре, точнее в люксовых районах, то там гораздо лучше покрытие общественным транспортом, есть метро. Есть выбор между разными маршрутами.

А как же тут все живут тогда? А они ездят на машинах. Без машины в Брюсселе очень и очень трудно.

Но вот коротко факты о машине в Бельгии:
- машина стоит довольно дорого, ощутимо дороже чем в остальной Европе благодаря повышенным налогам на ВСЕ;
- для машины нужна парковка; место на тротуаре начинается от 100 евро в месяц, гараж обычно от 150; если удается найти съемное жилье с гаражом, то это очень круто;
- машину нужно страховать, а это дороже чем наше ОСАГО;
- за машину нужно платить налог
- топливо стоит настолько дорого, что полный бак может обходиться в 60-70 евро, а таких в месяц нужно 1-2 точно

По поводу налогов. Налог на машину считается с учетом: стоимости машины (наворочанные машины в топовых комплектациях обойдутся очень дорого по налогам), объема и мощности двигателя (спорткары могут тянуть ооочень много денег), выбросам CO_2.

Экономичная дорогая машина может обходиться в 100 евро в месяц (только налог), а что-то довольно большое и дорогое легко улетает до 500 евро в месяц.

Поэтому все ездят ни Fiat и Smart :)

Многие приличные компании дают сотрудникам бесплатный проездной на все либо автомобиль с бесконечным топливом и это очен и очень круто, т.к. без машины тут очень тяжело.

Куча историй когда человек приехал, понял что к чему и через месяц купил любую рухлядь, лишь бы не ездить на автобусах.

Кстати, наличие машины это вроде как бы бонус - можно поехать, покататься по Европе...
Но с такими ценами на горючее лучше кататься на поезде :)

Фух. Получилось как-то очень много и сумбурно.

На самом деле все не так уж плохо. 90% проблем уйдут с переездом в дорогой район поближе к центру. Просто не будет надобности ездить куда-либо кроме работы, а для работы будет проездной (уже сегодня, вот, купил)

Нельзя сказать что тут транспорт хуже чем в Киеве. В Киеве тоже во многих райнонах где нет метро черт ногу сломит с этими маршрутками. Просто тут все по-другому.
Сейчас оно все кажется непонятным и от этого еще более страшным, но старожилы после года в Брюсселе уже набили шишки и ездят как положено :)

Комментируйте, задавайте вопросы.

Желаю удачи!