понедельник, 30 июля 2012 г.

Biennale современного исскуства в Киеве - часть 1

Biennale в переводе с итальянского - "ежегодная".
У нас в Киеве в этом году впервые прошла большая международная выставка современного исскуства на которой побывал автор сих строк. В дальнейшем организаторы обещают повторять выставку каждые два года, но вряд ли я когда-нибудь пойду на подобное мероприятие повторно :)

По музеям я к сожалению хожу нечасто, в современном, равно как и в любом другом, исскустве не разбираюсь, поэтому мое мнение как о выставке, так и об исскустве в целом предельно предвзято.

Итак. Первое что нужно сделать придя на выставку - купить билет. Если пойти в рабочий день до 14:00 то билет обойдется дешевле, но даже за 2 часа осмотреть всю экспозицию проблематично. Я же уложился в 4 часа придя в выходной день за несколько дней до закрытия выставки, поэтому людей было немного и гулять по галереям было комфортно.

После проходной с билетами попадаем во двор "Художественного Арсенала".

Большой цветок постоянно шевелит лепестками и периодически раскрывается обнажая свои пестики на радость посетителям.

Сама экспозиция находится внутри просторного здания и там на входе проверяют билеты. Конечно я об этом не знал и конечно столкнулся с хамством привратников. Как мало я тогда знал об охране выставки!
Дело в том, что почти в каждом зале находится вахтер который ревностно стережет сокровища современного исскуства, вдруг украдут какой-нибудь кусок ваты?

В конце дорожки виднеется небольшая кучка ваты

Эти охранники общаются друг с другом матом. Ладно на улице мы к такому привыкли. Но в храме мировой культуры?! Неслыханное дело!

Еще немного о выставке в целом, а потом перейдем непосредственно к полотнам. Возле всех произведений и инсталляций есть табличка с указанием названия работы и автора. Довольно часто табличка большая и вмещает также описание как самого автора, его творческого пути, так и некое объяснение представленной работы. Именно эти таблички помогли такому дилетанту как я если и не окунуться с головой в мир прекрасного, то намочить ноги хотя бы по колено.

Возле некоторых фотографий я постараюсь давать объяснение работы которое я как мог почерпнул из таблички рядом с ней.

Рассматривая надписи невольно отмечаешь обилие работ российских творческих коллективов, а также работы отечественного производства. Но больше всего все-таки инсталляций китайского производства. Мне показалось что около 80% всех работ принадлежат китайским художникам.

Основные темы идущие красной тесьмой по всем работам: тирания, деспотизм, тоталитаризм. Художники обращаются как к событиям прошлого (например тематика СССР), так и к сегодняшним новостям (возвращение культа Сталина, жизнь современного Китая и т.п.).
Кроме того: немножко проблем среднего востока, вооруженные конфликты в странах третьего мира, последствия испытаний ядерного оружия, пытки, противопоставление богатых и бедных и все такое прочее.

Вечные темы.



 Первые экспонаты

Забавные саркофаги с изображениями современных идолов




 Сказочный деревянный лес



Не менее деревянные сооружения


Странная фигня с оранжевыми мешками.
Наверняка мешки наполнены смыслом.



Занятное нагромождение камней на деревянных палетах



Головы

Оказывается, головы многое сомволизируют. В какм-то там давнем веке в Китае существовали эти головы всяких зверей в полном соответствии со знаками их китайского Зодиака. Зодиак находился в запретном городе рядом с феноминальными водяными часами. Когда британцы захватили дворец, то головы были разрушены как символ китайщины, что бы китайцы еще сильнее боялись и уважали захватчиков. Так считалось раньше. Но не так давно некоторые головы всплыли на каком-то аукционе.

Это событие настолько поразило воображение китайского художника, что он изваял головы заново и собирается разместить их в Китае. А пока что они символизируют борьбу чего-то с чем-то и сложность нашего мира в киевском музее.


Не спрашивайте что это значит. На выставке этот  мусор лежит в специальной подсвеченной яме.


Домик из спичечных коробков. Смотрится интересно, символизирует что-то китайское.





Дорожка славы современных тиранов. Там еще много таких.

Ниже показано не абы что, а работа двух известных братьев. Известность они получили благодаря тому что работы свои выполняли из паралона, пенопласта и монтажной пены. Огромная по площади инсталляция показывает войну Голландии с беззащитной Испанией. Война эта вроде бы когда-то была, но я как-то этот момент в мировой итории пропустил.



Кровожадные голландцы



Угнетаемая Испания




Серия "Женщины на ветру". Символизирует превращение молодых девушек в ужасных старух под влиянием ветра.



Это кафе внутри выставки. Выглядит прикольно.


Пример видеоинсталляции

На выставке очень много видеоработ. Выглядит это как специальная комната со скамеечками где на экране либо висит телевизор, либо в стену проектируют проекторы. Пример на фотографии выше. На фотографии запечатлен кадр из фильма повествующего о семьях восточной части СССР, где когда-то без предупреждения мирных жителей провели испытания ядерного оружия. Теперь там рождаются уроды. Грустно.

А ниже тоже ничуть не весело. Бедный китайский художник все детство прожил в страшной нищете. Его мама каждый раз когда ей доставался лишний кусок мыла откладывала его на будущее, на потом. Когда-нибудь пригодится. Ну вот такая вот фишка у нее была. Когда она умерла, то китайский художник унаследовал ее коллекцию мыла.

Художник конечно выбился в люди, закончил несколько художественных академий то ли в Европе, то ли в Америке. И он считает, что человек рожденный в бедности всегда будет вести себя как нищий, даже если вокруг стало лучше - он все-равно не бросит своих привычек все копить и откладывать, даже очевидный мусор.

Своими работами китаец хочет поднять вопрос о возможности обеспечить бедным людям достойную жизнь, без унижений и лишений. Даже самые бедные люди, пусть они и бедные, но должны иметь достойную жизнь.

Что ж, что-то в этой утопии есть. Ну а теперь слайды:



Воссозданная коллекция китайского мыла


На туже тему: коллекция капусты




То что обычно все выбрасывают, а бедные хранят: старые газеты и пустые бутылки




 Символы трущоб



В ужасе, грязи и нищете проросло дерево

Придеться согласиться, что многие безумные экспонаты после прочтения аннотации заставляют воскликнуть: "а ведь и правда!" Во многом на выставке заключен глубокий смысл, который лично для меня не представляется возможным извлечь.

А есть посетители, которые могут. Я застал троих критиков стоявших возле непонятного полотна. Там девушка висит на каких-то корнях дерева под потолком комнаты, а сама комната выглядит как отраженная в кривом зеркале. В аннотации делается упор на то как автор играет с перспективой, но критики обсуждали что подразумевал художник: девушка висит под потолком будучи удерживаемой насильственно, либо же она там прячется от опасностей мира?




Из той же экспозиции про бедность

Дальше начинается мрак. Оказывается, в Мюнхене, в фашистской Германии в 1937 году прошла выставка модернистского исскуства. Очевидно что автор следующей экспозиции считает, что на этой выставке было недостаточно модернизма. Наверняка так считает не только он. Но сам автор подготовил работу: "что было бы, если бы немцы провели действительно модернистскую выставку?"

Дальше картинки.

 Ужасные немцы

К слову, этого автора часто критикуют за то что он во всех своих работах изображает людей примерно как на картинке выше, т.е. выглядят люди отвратительно. Вот это эпатаж! Хоть и шокирует, но привлекает внимание к проблеме. Настоящее исскуство!

 На этого испражнилась чайка



 Тоже самое

Далее слабонервным не смотреть.


Немцы увлеченно обсуждают план "Барбаросса"

Фигурка немца в одеянии ку-клукс-клана рассматривает картину Ганса Мемлинга "Распятие Христа (1491)". Будапешт. Музей изобразительных искусств.
Мой браузер начинает жутко тормозить и мне кажется сейчас самое время остановиться  и разбить мой репортаж на несколько частей. Этим кончается первая часть.

Не ругайте очень за фотки. Я еще не научился держать фотоаппарат в руках. Кроме того, хитрые алгоритмы сжатия их очень замыливают. Если кого-то заинтересовала какая-либо фотография - пишите на email, вышлю в полном размере.

Если вы заметили опечатку или хотите высказаться по теме, возможно объяснить мне истинный смысл какой-либо картины - милости прошу в комментарии.

Часть 2
Часть 3
Полный альбом фотографий